Профессионально проведенное анкетирование или опрос клиентов
в иной форме предоставит маркетологу точную и важную информацию, которую
получить другими методами невозможно. При соблюдении правильной методологии и
следовании нашим рекомендациям провести опрос, который будет эффективен и
результативен, не сложно. Тогда заказчик исследования получит точные сведения,
на основании которых можно будет принять решение и разработать маркетинговую
стратегию.
Подготовка эффективного опроса
Социологи разработали большую науку опросов людей и
получения достоверных мнений респондентов. Впоследствии, эти наработки стали успешно
применяться в коммерческих целях для лучшего изучения клиентов.
Основы проведения успешного опроса:
- Точно сформулированная цель опроса;
- Четкие критерии, описывающие целевую аудиторию (пол, возраст, интересы, положение в обществе);
- Правильно составленный опросный лист;
- Профессиональное анкетирование или опрос респондентов;
- Обработка и анализ полученных данных;
- Формулировка выводов, подготовка рекомендаций.
Каким бы способом не собиралась информация, электронным, устным
или письменным анкетированием, важным фактором успеха является грамотное
составление анкеты.
Правильная анкета — основа успешно проведенного опроса
Все части анкеты делятся на две группы: вопросы для
получения информации согласно поставленным целям и личная информация об
опрашиваемом лице — пол, возраст, профессия, доход, хобби. Вторая группа
вопросов понадобится на этапе обработки результатов опроса для обобщения и
группировки данных. Но при некоторых методах опроса уточнение личной информации
может не включаться анкету, если целевую аудиторию можно заранее выбрать и ограничить
(например, заполнение электронных анкет).
Вопросы для выяснения мнения респондента могут трех типов:
1
|
Краткие вопросы, подразумевающие ответ «Да» или «Нет»
|
Есть ли у вас домашнее животное?
□
Да
□
Нет
|
2
|
Краткие вопросы, с выбором вариантов или оценки в баллах
|
Как часто Вы ходите в магазин?
□
Каждый день
□
Раз в неделю
□
Раз в месяц
|
3
|
Вопросы, на которые респондент должен дать развернутый ответ в
произвольной форме
|
Какой товар вам не удалось найти в нашем супермаркете?
___________________________
|
При подготовке анкеты придерживайтесь уже выработанных на
практике принципов:
- Нельзя объединять вопросы! Про каждый факт, который вы хотите выяснить, спрашивайте отдельно;
- Избегайте категоричных формулировок. Например, на вопрос «Посоветуете вы наш магазин друзьям?» вместо «Нет» или «Да», пусть будет «Скорее всего, воздержусь» или «Скорее всего, посоветую».
- Оставляйте возможность уклонится от ответа или ответить «Не уверен»;
- В начале анкеты располагайте несколько простых вопросов, а потом уже спрашивайте о более сложном;
- Группируйте логически связанные вопросы, ставьте их в анкете последовательно.
Маловероятно, чтобы люди согласились потратить на ответы
больше пяти - десяти минут. Поэтому делайте анкету краткой и сначала проверьте
готовый опросный лист на небольшой группе. Выясните, насколько легки в
понимании вопросы и сколько времени занимает ответ на всю анкету.
Методика проведения опросов
Первым признаком уважения к респонденту станет предупредить
его, сколько времени займет опрос. А если опросный лист получился большим, вам
нужно приготовить компенсацию (скидки, небольшой подарок, участие в розыгрышах
призов) за потраченное клиентом время. При проведении устного опроса будьте вежливы
и ненавязчивы. Также важно стараться выяснить, как зовут респондента, и
обращаться к опрашиваемому по имени.
Если вы распространяете анкеты для письменного заполнения,
продумайте и максимально упростите механизм возврата анкет. Также важно,
выбрать подходящее время для анкетирования (это значит, что вам нужно знать
свою аудиторию). Учитывайте, что проведение опроса в конце рабочего дня или
вечером, может дать вам искаженную информацию из-за усталости, спешки,
раздражения респондентов.
Существующие сайты онлайн-опросов упрощают процесс
прохождения анкетирования для респондентов и сбор данных для маркетолога. Именно
электронные анкеты упрощают создание «разветвляющихся» списков, в которых
следующий вопрос будет зависеть от предыдущего ответа. Поэтому провести устный опрос
или рассылку анкет по почте стоит, только если нет возможности применить анкетирование
в электронной форме или вам важно, кроме формальных ответов, наблюдать за
реакцией респондентов.
No comments:
Post a Comment