Monday, August 10, 2015

Как опрос провести грамотно и результативно



Профессионально проведенное анкетирование или опрос клиентов в иной форме предоставит маркетологу точную и важную информацию, которую получить другими методами невозможно. При соблюдении правильной методологии и следовании нашим рекомендациям провести опрос, который будет эффективен и результативен, не сложно. Тогда заказчик исследования получит точные сведения, на основании которых можно будет принять решение и разработать маркетинговую стратегию.

Подготовка эффективного опроса

Социологи разработали большую науку опросов людей и получения достоверных мнений респондентов. Впоследствии, эти наработки стали успешно применяться в коммерческих целях для лучшего изучения клиентов.
Основы проведения успешного опроса:
  • Точно сформулированная цель опроса;
  • Четкие критерии, описывающие целевую аудиторию (пол, возраст, интересы, положение в обществе);
  • Правильно составленный опросный лист;
  • Профессиональное анкетирование или опрос респондентов;
  • Обработка и анализ полученных данных;
  • Формулировка выводов, подготовка рекомендаций.
Каким бы способом не собиралась информация, электронным, устным или письменным анкетированием, важным фактором успеха является грамотное составление анкеты.

Правильная анкета — основа успешно проведенного опроса

Все части анкеты делятся на две группы: вопросы для получения информации согласно поставленным целям и личная информация об опрашиваемом лице — пол, возраст, профессия, доход, хобби. Вторая группа вопросов понадобится на этапе обработки результатов опроса для обобщения и группировки данных. Но при некоторых методах опроса уточнение личной информации может не включаться анкету, если целевую аудиторию можно заранее выбрать и ограничить (например, заполнение электронных анкет).
Вопросы для выяснения мнения респондента могут трех типов:
1
Краткие вопросы, подразумевающие ответ «Да» или «Нет»
Есть ли у вас домашнее животное?
   Да
   Нет
2
Краткие вопросы, с выбором вариантов или оценки в баллах
Как часто Вы ходите в магазин?
   Каждый день
   Раз в неделю
   Раз в месяц
3
Вопросы, на которые респондент должен дать развернутый ответ в произвольной форме
Какой товар вам не удалось найти в нашем супермаркете?
___________________________

При подготовке анкеты придерживайтесь уже выработанных на практике принципов:
  • Нельзя объединять вопросы! Про каждый факт, который вы хотите выяснить, спрашивайте отдельно;
  • Избегайте категоричных формулировок. Например, на вопрос «Посоветуете вы наш магазин друзьям?» вместо «Нет» или «Да», пусть будет «Скорее всего, воздержусь» или «Скорее всего, посоветую».
  • Оставляйте возможность уклонится от ответа или ответить «Не уверен»;
  • В начале анкеты располагайте несколько простых вопросов, а потом уже спрашивайте о более сложном;
  • Группируйте логически связанные вопросы, ставьте их в анкете последовательно.
Маловероятно, чтобы люди согласились потратить на ответы больше пяти - десяти минут. Поэтому делайте анкету краткой и сначала проверьте готовый опросный лист на небольшой группе. Выясните, насколько легки в понимании вопросы и сколько времени занимает ответ на всю анкету.

Методика проведения опросов

Первым признаком уважения к респонденту станет предупредить его, сколько времени займет опрос. А если опросный лист получился большим, вам нужно приготовить компенсацию (скидки, небольшой подарок, участие в розыгрышах призов) за потраченное клиентом время. При проведении устного опроса будьте вежливы и ненавязчивы. Также важно стараться выяснить, как зовут респондента, и обращаться к опрашиваемому по имени.
Если вы распространяете анкеты для письменного заполнения, продумайте и максимально упростите механизм возврата анкет. Также важно, выбрать подходящее время для анкетирования (это значит, что вам нужно знать свою аудиторию). Учитывайте, что проведение опроса в конце рабочего дня или вечером, может дать вам искаженную информацию из-за усталости, спешки, раздражения респондентов.
Существующие сайты онлайн-опросов упрощают процесс прохождения анкетирования для респондентов и сбор данных для маркетолога. Именно электронные анкеты упрощают создание «разветвляющихся» списков, в которых следующий вопрос будет зависеть от предыдущего ответа. Поэтому провести устный опрос или рассылку анкет по почте стоит, только если нет возможности применить анкетирование в электронной форме или вам важно, кроме формальных ответов, наблюдать за реакцией респондентов.

No comments:

Post a Comment