Среди маркетинговых исследований, опрос респондентов по
месту жительства относится к числу самых распространенных. Квартирный опрос
дает возможность получить наиболее полную информацию, кроме этого, личный
контакт можно использовать для демонстрации товара. В отличие от короткого
опроса на улице, такое интервью может длиться 45-60 минут и обеспечить
исследователя гораздо большим количеством данных.
Преимущества квартирного опроса:
- Респондент находится в комфортных условиях, не спешит и отвечает искренне, полно и охотнее общается с интервьюером;
- В ходе опроса можно продемонстрировать рекламные материалы или продукцию;
- Исследователь может дольше общаться с респондентом;
- Легче контролировать работу интервьюеров.
К недостаткам этого метода исследования можно отнести только
более высокие требования к квалификации специалистов, длительность и
дороговизну опроса. А также в некоторых случаях респонденты могут отказаться от
интервью из-за недоверия к сотрудникам, проводящим опрос.
Методика квартирного опроса
После разработки анкеты, определяется график работы
интервьюера и маршрут его движения, который зависит от способа выборки
респондентов. Существует три метода отбора лиц, у которых будет браться
интервью:
- Маршрутный способ: с учетом характера зданий и плотности застройки опрос начинается из нескольких начальных точек в городе и далее с заданным шагом обходятся домохозяйства. Шаг рассчитывают исходя из этажности домов и количества квартир в каждом;
- Точечный — из общего списка квартир равномерно выбираются респонденты;
- Снежный ком. При этом методе, первого респондента, входящего в целевую выборку, просят назвать еще несколько человек, подходящих под условия выборки (пользующихся таким же товаром или услугой). Они в свою очередь в ходе интервью могут порекомендовать еще нескольких. Так количество респондентов растет как снежный ком, пока не будет достигнут нужный размер выборки.
Последний метод хорош в тех случаях, когда целевая группа не
может быть определена заранее или выбрана случайным образом. Например, при
исследованиях на узкоспециализированных рынках.
Маршрутная карта может разрабатываться с однократным
посещением выбранной квартиры или с трехкратным посещением для тех случаев,
если в момент первого визита никого не будет дома или будет отсутствовать
конкретный респондент, отобранный для опроса.
Сам опрос может осуществляться двумя способами:
- Анкетирование — опрашиваемый самостоятельно заполняет анкету;
- Интервью — личная беседа с респондентом, без присутствия посторонних.
Квартирный опрос должны проводить опытные специалисты
К проведению опроса на дому можно привлекать только
квалифицированных сотрудников и перед началом обхода респондентов необходимо обязательно
проводить инструктаж. Это важно, так как главная проблема при таком методе
сбора информации, это недоверие респондентов. Необходим опытный интервьюер,
готовый к общению в любых ситуациях, способный успокоить собеседника и
объяснить цель своего визита для проведения опроса.
С точки зрения маркетинга, квартирный опрос наиболее
оптимальный способ получения информации в тех случаях, когда требуется провести
сложное интервью, требующее большого времени. А также когда предмет вопросов для
респондента таков, что ему комфортнее говорить об этом в домашней обстановке,
где он не испытывает давления от нахождения в группе и чувствует себя
увереннее.
No comments:
Post a Comment